6.09.2011 г., «Областная газета»

 

Александр ШОРИН

Будущее — за электронными книгами


На очередном фестивале фантастики «Аэлита», который проходил в Екатеринбурге в мае нынешнего года, писатель-фантаст Борис ДОЛИНГО, который вот уже более десяти лет является главным организатором этого старейшего в нашей стране конвента фантастики, сделал заявление о том, что в нынешней литературе довлеет вкусовщина больших издательств, и поэтому будущее — за электронными книгами. Вслед за этим заявлением он презентовал создание электронного издательства «Аэлита», которое будет открывать для читателей никому не известных пока талантливых авторов.

- Борис Анатольевич, чем обосновано ваше заявление о том, что в литературе сегодня довлеет «издательский вкус»?

— Знаете, наболело! То, что отнюдь не очевидно для рядового читателя, становится известно как «дважды два» любому автору, который хочет опубликовать свою книгу. Сегодня 80 процентов издательств находится в Москве, 20 процентов — в Санкт-Петербурге, в остальных городах — ноль целых, ноль десятых, сотые доли можно во внимание не принимать. Уточняю, что я говорю о настоящих издательствах — тех, которые рискуют своими деньгами, публикуя книги, выплачивают гонорары автору и занимаются распространением книг. Все остальные, которые называют себя тем же словом, я именую «ателье по пошиву книг»: ты приходишь к ним с деньгами и получаешь тираж… Причём действительно крупных издательств так мало, что их можно по пальцам пересчитать. И они как монополисты, полностью контролирующие книжный рынок, уже начинают сами решать, что нужно читателям. Мнение самих писателей в расчёт, как правило, не принимается вообще (кстати, как и мнение читателей, зачастую)…

- Получается, что нынешний талантливый, но пока ещё неизвестный автор — какой-нибудь юный и непризнанный Михаил Булгаков, ну или, скажем, Владислав Крапивин, не имеют шансов на успех?

— Скажу так: шансы минимальны. Можно попасть «в струю», только лишь если твоё произведение подходит под уже запущенную и разрекламированную серию. Ну, например: «Боевая фантастика». Оригинальные произведения почти никогда не заинтересуют издателя. А определённые жанры — например, рассказы — вообще востребованы по-хорошему уже только у «раскрученных» авторов.

 

Кроме того, сегодня издателю, как правило, ещё необходимо, чтобы автор был плодовитым — выдавал как можно больше текстов в единицу времени. То есть Крапивин с его ранними повестями и Бредбери с «Марсианскими хрониками» вряд ли пробились бы.. Я могу уверенно судить только о фантастике, но, думаю, что в других жанрах ситуация во многом схожая.

- То есть, если автор хочет быть успешным, то он должен позабыть о свободе творчества?

— Сегодня, увы, именно так! И при этом ещё он должен и пахать как конь, выдавая на-гора по две-три книги в год за мизерные гонорары. За книгу начинающему автору могут заплатить тысяч 15–20… А могут и вообще эти деньги не заплатить: радуйся, что издал не за свой счёт!

 

- А почему нет своих «настоящих» издательств в других городах? Хотя бы в «миллионниках», таких как Екатеринбург?

 

— Раньше были, хотя и не много. В Екатеринбурге существовало издательство «У-Фактория». Которое, кстати, помогало нам начать издавать фантастические сборники «Аэлита». Сейчас оно стало филиалом крупного московского издательства с начальством в столице…

Такая ситуация сложилась как раз благодаря монополизации рынка. Многие нынешние издательства работают в режиме «книжного ателье» по совершенно простой причине — в крупных книготорговых сетях новичков не любят, а чтобы создать собственную сеть по всей стране, потребуется вложить огромные деньги (и не факт, что «монстры» позволят тебе это сделать). В результате любое маленькое издательство, рискнувшее опубликовать чью-то книгу, просто никогда не сможет продать рентабельный тираж.

Я несколько лет носился с идеей создания нового издательства со своей сетью распространения книг, но не смог найти спонсора. С коммерческой точки зрения прибыль от перепродажи, к примеру, яблок — это куда менее рискованный способ вложения капитала…

 

- Ну а такие авторы, о которых вы говорите: талантливые, но никому не известные — они вообще есть? Вы знаете таких?

— В том то и дело, что они есть! И не один и не два. Их десятки, если не сотни! Об этом я могу говорить с уверенностью, потому что как организатор «Аэлиты» ежегодно получаю огромное количество рукописей! Пользуясь своими связями в столичных издательствах, лучшим из них я пытался помочь опубликоваться. Но пробиться удалось единицам… Вот тогда-то я и задумался о создании электронного издательства.

- А в чём особенность электронного издательства? Оно чем-то отличается принципиально?

— Для его создания не нужны огромные деньги. Сеть распространения — Интернет, доступна любому. Нет затрат на бумагу и типографию, склад и т.п. Очень нужна раскрутка и сам брэнд, но брэнд, к счастью, у нас уже есть — это брэнд, наработанный годами проведения фестиваля фантастики «Аэлита», брэнд журнала «Уральский Следопыт». Скажу честно, что я вряд ли рискнул бы создавать даже электронное издательство, не имей я такого брэнда.

- В нашей стране уже есть подобные издательства?

— Есть заявленные проекты, и «Аэлита» — один из них. Активно и успешно работающих именно с неизвестными авторами пока нет. Сейчас наиболее распространены продажи через Интернет электронных аналогов уже изданных бумажных книг. Это определённый сегмент книжного рынка. Издательство, которое мы создаём, отличается тем, что опубликованные у нас книги не имеют бумажных аналогов. Это электронные тексты в чистом виде.

- Почему же такой тип издательств пока не развит?

— Причин несколько. Одна из них в том, что люди привыкли к бумажным книгам. Вторая — в том, что привыкли к «халяве». Если что-то в Интернете можно найти бесплатно, то большинство не будет платить за этот продукт: пиратство — вот главный бич подобных проектов, а законодательная база по охране литературных авторских прав пока не используется в должной мере.

По этой же причине нам очень непросто привлекать уже известных авторов: многие боятся выкладывать в Сеть электронные версии новых книг — знают, что кто-нибудь выложит такой текст в открытый доступ и это отрицательно скажется на продажах бумажного аналога.

- Как можно бороться с таким пиратством?

— Так, как это делают во всём мире. Нужно принимать более строгие законы о пиратстве и следить за их исполнением. Уже сегодня ни в США, ни во Франции, к примеру, так просто тексты новых книг скачать невозможно. Надеюсь, что в скором времени такая же ситуация будет и в нашей стране. И тогда электронные книги станут по-настоящему продаваемым продуктом.

 

 

                                                      Александр ШОРИН

 

 

Write a comment

Comments: 0