Будущее книгоиздания

По прогнозам известного футуролога Майка Шацкина, пройдёт ещё пять или десять лет, и книгоиздателями станут университеты (а то и отдельные факультеты), адвокатские конторы, бухгалтерские и консалтинговые фирмы, большая часть промышленных и торговых компаний, музеи, футбольные клубы и другие организации. Книгоиздание изменится кардинально, и большинство из тех, кто сейчас работает в издательствах, там работать уже не будут.

Под угрозой окажется само существование книгоиздания как отрасли, поскольку непрофильные компании и организации будут издавать книги совсем не ради прибыли, и конкурировать с ними издателям будет очень сложно. Ведь качественный издательский продукт стоит денег, и цену на него устанавливают, исходя из затрат.

Изменения в отрасли, теперь ставшие необратимыми, начали происходить с появлением и развитием Интернета. Именно он — главный виновник всех нынешних «бед». А главным их катализатором выступил не кто иной, как Amazon.com, когда внедрил технологию печати по требованию и наладил, вместе с другими игроками, производство электронных книг.

Как следствие, на рынке появилось небывалое ранее количество книжной продукции. По способу реализации её можно разделить на три категории: бумажные книги, реализуемые через стационарные магазины, бумажные книги, реализуемые через интернет-магазины, и электронные книги.

По данным Bowker Market Research, сетевая торговля в 2012 году обогнала стационарную по продажам бумажных и электронных книг и уверенно сохраняет лидерство. Стационарный книжный ритейл, напротив, теряет свои позиции с каждым годом. В этом ключ к пониманию т

Уже сейчас медийные и другие компании, никогда раньше не занимавшиеся книгоизданием, делают электронные книги частью своего медиа-микса.

Майк Шацкин называет этот процесс атомизацией книгоиздания. И заключает, что, когда к авторам, самостоятельно издающим свои книги, присоединятся компании и организации, они окончательно подорвут и без того неустойчивый книжный рынок.

Наряду с атомизацией, будущее книгоиздания, согласно Шацкину, определяют ещё три фактора: масштаб (использование размеров производства как конкурентного преимущества), вертикальная интеграция (использование возможностей Интернета для адресной доставки продукта) и разукомплектация (дезинтеграция комплекса услуг, которые традиционно предлагали авторам издатели).

Нынешние покупатели идут за книгой не в магазин, а в Интернет. В этих условиях прежний маркетинг, разделяющий книги исключительно по жанрам и темам, становится неэффективным. Необходим другой, клиенто-центричный маркетинг. И положительный эффект масштаба заключается теперь не столько в снижении издержек, сколько в способности охватить (через Интернет) как можно более широкую читательскую аудиторию. В этом суть вертикальной интеграции книжного бизнеса.