Субъектом издательского процесса как правило выступает 4 стороны.
1 - автор. Тот, кто создает произведение, достойное увековечивания на бумаге.
2 - издательство. Оно непосредственно готовит рукопись к печати и издает бумажную книгу.
3 - оптовые торговцы (склад, доставка).
4 - розничные торговцы (магазины, книжные каталоги и др.)
Одно из двух последних звеньев в этой системе может отсутствовать, - в этом случае издательство забирает себе прибыль
оптовика, а вместе с ней и риски в виде непредсказуемых издержек системы распространения и сроков возврата вложенных средств.
Рассматриваем полноформатную цепочку из четырех участников. Возьмем средних размеров (300–400 стр.) том в твердой
обложке тиражом 5000 экземпляров.
В оптовом звене он будет стоить около 150 рублей. На самом деле, оптовик продает книгу со скидкой, доходящей до 45%
(в среднем – 30%), а потому реальная отпускная цена получается где-то в районе 105 рублей.
Малоизвестному автору с каждой книги домтанется лишь 10 рублей. На подготовку рукописи к печати и саму печать уйдет
соответственно 5 и 30 руб. А прибыль издатель и представитель оптовой торговли, как правило, делят поровну.
В итоге:
10 руб. – автору;
35 руб. – издание книги;
30 руб. – доход издательства;
30 руб. – доход оптовика.
В рознице такая книга будет стоить от 250 до 350 рублей (в среднем – 300). Правда, интернет-магазины могут
предложить более низкие цены (от 170 до 200 руб.), но стоимость доставки сводит на нет возможную выгоду.
Стремительное распространение букридеров, нетбуков, телефонов и прочих гаджетов, позволяющих читать с экрана, подготовило почву
для революции в книгоиздании.
Автор превращается в главное действующее лицо всей цепочки издания электронных книг. Сотворив нетленный шедевр, он за 5 руб. на
экземпляр нанимает издательство для создания макета. 10 руб. авторского гонорара – это святое. Ну, а так как автор попутно становится и издательством, то ему полагаются и дополнительные 30 руб.
дохода последнего. Оптовое звено, забрав свои 30 руб., совмещает в себе функции и розничного, доставляя товар прямо потребителю.
Итого: 5 + 10 + 30 + 30 = 75 рублей.
Разница между 75 и 300 настолько велика, что традиционный рынок бумажных изданий, думаю, рухнет в ближайшие два года, попутно
погребя под собой и полиграфическую промышленность, и традиционную книготорговлю.
Таким образом, наступает новая эра – эра автора-издателя.