Инга Форш

 

Переход на электронные книги – объективный процесс

 

Представьте же себе, что было бы, если б книжки не имели удивительного свойства мало-помалу затериваться! Сколько бы их развелось на белом свете! Держу пари, что они не поместились бы в наших квартирах, даже если использовать чердаки и подвалы. К счастью, книги наделены замечательной способностью постепенно исчезать и «быть где-то»…


Карел Чапек «Куда деваются книги» (1926)

 

 

                Доминирование книги в человеческой культуре весьма краткосрочно: эпоха массовой грамотности насчитывает одно полное столетие. Расцвет книгоиздания пришелся на 1980-1990-е годы. Именно тогда тиражи книг в развитых странах достигли небывалых размеров, а на ведущее место вышли США (совместные американо-британские издательские проекты). В дальнейшем пальму первенства взял Китай.

            В 2000-е быстрыми темпами стало развиваться электронное книгоиздание. В 2010 году в США впервые за всю историю продажи электронных книг превысили продажи книг бумажных.

            Россия отстает. Сегодня у нас предложение электронных книг формируется вне коммерческого рынка, поэтому их качество зачастую весьма низкое. Электронное книгоиздание должно поддержать культуру книги, отбирая тексты, написанные хорошим литературным языком, имеющие в своей основе гармоничное сочетание эстетической, интеллектуальной и эмоциональной составляющих. Кроме того, неплохо бы возродить славную традицию прохождения рукописи через горнило редактуры и корректуры. В советское время каждое произведение вычитывали поочередно три корректора. А уж каким высоким было редакторское искусство!

Ныне высокое качество чего бы то ни было – синоним  значительных вложений. Очевидно, что сделать подобные финансовые вливания способны только крупные издательства, которые переживут кризис и перейдут на рельсы электронного формата. Но как кино не вытеснило театр, а фотография – живопись, так и электронная книга не уничтожит свою предшественницу, но сделает и наш книжный рынок иным.

            Вскоре современный читатель расстанется с ролью пассивного потребителя издательского продукта и станет полноправным партнёром для издателя благодаря изменению модели книгоиздания от «напечаталпродал» к «продал – напечатал». Что греха таить, писатели хотят гонорары, читатели хотят качественные тексты  и готовы за них платить. Задача издателя – связать писателей и читателей.

По оценкам специалистов, раньше выйдут на тропу цифровых технологий небольшие издательства в силу своей мобильности и открытости к инновациям. Так, например, сравнительно недавно появившееся на просторах Интернета электронное издательство «Аэлита» изначально ориентировалось на читателей-пользователей ПК. Время цифровых технологий пришло! Если не найти, как подать книгу поколению «next», это поколение просто не заметит ее. А ведь «люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д.Дидро).

 

Write a comment

Comments: 0