Что такое электронная информация?

    Электронная информация — это сведения о чем-либо, хранящиеся и передаваемые сипомощью электронных технических средств, зафиксированная на магнитном диске, магнитной ленте, лазерном диске и ином электронном материальном носителе.

   Понятие информация происходит от лат. informatio — осведомленность, разъяснение. С точки зрения различных областей знания это понятие описывается специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия.

   Документированная информация представляется в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Электронная информация и сетевые издательства

  В течение последних нескольких лет средства передачи электронной информации нанесли удар традиционным издательским технологиям, многие новые компании вторглись в новую для них сферу деятельности, вкладывая огромные деньги в производство электронной коммерческой издательской продукции. C прорывом Internet на коммуникационный рынок многие руководители издательских фирм начали задаваться вопросом, какие пути дальнейшего развития бизнеса становятся экономически перспективными.

    В реальности, многие компании получили большие экономические выгоды от успешного подъема своего бизнеса в сфере информации через Internet. Например, фармацевтическая фирма Pfizer Inc. получила дополнительный доход в 142 млн долл. за четыре года за счет повышения скорости передачи информации о новых лекарствах, поставляемых ею на рынок. Причиной такого успеха стало создание электронных документов, которые дают возможность быстро и регулярно информировать потребителей о новых продуктах фирмы.
     В 2000 г. крупнейшая издательская компания The Wall Street Journal получила новый источник доходов в 40 млн долл. cозданием в Internet для передачи сообщений о бизнес-новостях сайта WSJ.com, который насчитывает более 400 000 подписчиков. Фирма Сisco ежегодно экономит 320 млн долл, создав центр самообслуживания заказчиков, который дает им возможность получать в режиме on-line техническую поддержку по обслуживанию оборудования, без вызова по телефону представителей обычной сервисной технической службы.    

   Подъем и расширение электронной информации зависят от трех ее основных компонентов:содержание, процесс и персонал. Содержание — это необработанная информация; процесс предполагает технические средства и технологии, которые обеспечивают наполнение содержания, управление его обработкой и распространением; персонал — это квалифицированные специалисты, которые способны осуществлять процесс с максимальной экономической выгодой.
     Эта статья посвящена процессам и технологиям, которые будут применяться в будущем для создания электронной информации, управления ее обработкой, распространения и организации доступа к цифровому содержанию. Все эти процессы относятся к издательской деятельности, они уже успешно используются многими медиа-фирмами и газетными предприятиями, передающими электронную информацию конечным пользователям, которые раньше имели ограниченный доступ к ней. Теперь все эти процессы в целом известны как «cетевое издательское дело». В будущем каждый сможет стать сетевым издателем, и издательская деятельность будет больше направлена на расширение информации, чем на ее «проталкивание» на потребительском рынке. Пользователи сетей будут иметь возможность получать информацию по интересам и иметь доступ к ней в любое время, в любом месте и на любом периферийном выводном устройстве.
     Эта статья описывает, каковы будут издательские сети, каково будет их воздействие на потребительский рынок, какие игроки и технологии будут задействованы в реализации сетевой передачи электронной информации.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ
ИНФОРМАЦИЯ:
цифровое

содержание

 

   Термин «digital content» (цифровое содержание) трактуется как электронная информация. Примерами ее в издательском деле являются электронные документы, издания, формуляры, бланки, билеты, графические и тоновые изображения, договора, видео-, аудио- и e-mail информация. Для создания электронной информации могут применяться различные типы медиа: печатные, видео, аудио, Web и другие носители.
Сетевое издательское дело — это интегрированный процесс создания электронной информации с различными формами ее представления для конечных пользователей (в печатном, видео- и аудио). Сегодня сетевой издательской деятельностью занимаются большие и малые коммерческие предприятия, центры dot-coms, учебные институты, ведомственные предприятия и частные предприниматели.
В настоящее время наметился ряд ключевых тенденций по созданию издательств нового типа. Быстрое увеличение стандартных систем обработки данных и дешевых, удобных в пользовании средств по созданию электронной информации, например, Microsoft Word, придали новое значение издательским процессам. Издательские организации и частные лица теперь получили возможность передавать свою собственную информацию с использованием таких электронных средств, как e-mail и Web-сайты. В результате, значительно возросло количество издательств, которые в целом публикуют 85 млн лицензионных копий электронной информации с использованием программного обеспечения Microsoft Office, наиболее популярного в издательском мире сегодня.
Этот количественный рост издательств нового типа привел к взрывному повышению объемов и типов электронной информации. Прогнозируется, что количество Web-страниц, которое в 2000 г. составляло 5 млрд, возрастет в 2005 г. до 40 млн, т. е. на душу населения в среднем во всем мире будет приходиться 6,5 Web-страниц (рис. 1). Сеть Internet устранила преграды на пути распространения электронной информации, связав сотни миллионов издателей и пользователей сети друг с другом.
     Другой ключевой тенденцией в области электронной информации является многообразие различных новых специализированных средств для доступа в Internet, которые предъявляют особые требования к обработке данных и передаче информации в сети. Эти средства включают мобильные телефоны, персональные средства поддержки данных (PDAs — personal data assistants) и абонентские пункты электронной почты e-mail. Многообразие технологических решений и отсутствие стандартов совместимости выводных средств от различных производителей создают трудности и замешательство издателей при выборе необходимой техники.
     Эти тенденции создают ряд трудностей для расширения количества сетевых издательств. Ключевыми препятствиями на пути их развития являются cледующие:
   • Несовместимость различных цифровых потоков с разными типами носителей, для устранения которой требуется увеличение сетевых затрат.
   • Применение ручных и неэффективных процессов для компоновки содержания и объединения фрагментов информации, полученной из разных источников.
   • Значительные ресурсы, требуемые для интеграции технологических решений при выполнении издательских процессов.
   • Трудности в удовлетворении требований пользователей по персонализации информации и доступу к ней в любое время, в любом месте и на любом выводном устройстве.
   Эти препятствия требуют некоторых уточнений.
   Во-первых, стоимость издательских процессов значительна и постоянно растет. Она поглощает 12–15% типичных корпоративных доходов, большинство этих затрат требуется на электронную информацию. В дополнение к этому, Web-сайты становятся все более комплексными, и их поддержка требует все больших расходов, так как увеличивается рост Web-страниц и все большее число конечных пользователей требуют персонализированной информации, к которой они могут иметь доступ на множественных устройствах.
   Во-вторых, издателям становится все труднее поддерживать растущие требования конечных пользователей по высококачественной визуализации информации, обеспечение ее новизны в реальном времени и обеспечение доступа к ней. Поскольку увеличивается доступ к информации через широкополосные и беспроводные сети, которые обеспечивают совместимость самых различных устройств и обмен данными между ними, количество пользователей Internet будет постоянно увеличиваться (рис. 2). Неспособность противостоять этому росту пользователей электронной информацией через Internet и удовлетворять их возросшие требования приведет издательства к потере заказчиков и доходов.
   В-третьих, доходы многих издательств продолжают снижаться. Для некоторых из них это происходит из-за неспособности создавать рентабельную электронную информацию на базе конвертирования Web-потоков, cоответствующую платежеспособности заказчиков. Для других издательств сокращение доходов происходит из-за невозможности осуществлять постоянную поддержку пользовательских Web-сайтов, чтобы затраты заказчиков при работе с ними стали меньше, чем при пользовании телефонными станциями.
   Несмотря на указанные трудности, электронная информация все больше cтановится интегрирующим фактором для взаимодействия организаций и индивидуальных заказчиков, а также благоприятного развития коммерции. Поскольку все больше возрастает потребность в централизованной информации, в будущем именно электронная информация станет тем ключевым стимулом, который даст возможность компаниям активно развивать и расширять коммерцию, создаст благоприятные условия для сотрудничества между организациями, для персонализации торговли и сервисного обслуживания, целевого распространения информации. В то время, как электронная информация станет важнейшим инструментом деловой активности фирм, очень многие из них поймут ценность электронной информации и необходимость активизации издательской сферы (рис. 3).
   Сетевые издательства — это достойный выход из противостояния конкурентам, который поможет издателям реализовать выгоды новой информационой структуры и улучшить методы расширения электронной информации с использованием Internet.

КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕВЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ
Сетевые издательства — это уникальный комплекс процессов и техники, который будет задействован для создания электронной информации, управления ею и организации доступа к ней через Internet (рис. 4).
В будущем издательства смогут выполнять следующие процессы в сетевом режиме:
• Создавать электронную информацию и публиковать ее в любое время, в любом месте, на любом выводном устройстве.
• Интегрировать множественные данные цифровых рабочих потоков для их большей эффективности.
• Применять более простые, интегрированные, сквозные технологические решения.
• Легко компоновать и объединять данные от множественных источников информации.
• Выполнять в реальном времени корректировку информации, что обеспечит ее актуальность, точность и достоверность.
Эффективность и гибкость работы в сети позволят снизить себестоимость издательской продукции, приведут к большему удовлетворению нужд заказчиков и станут источником новых денежных вливаний в развитие издательского бизнеса.
Для конечных пользователей сетевые издательства принесут следующие выгоды:
• Возможность доступа к богатым информационным ресурсам в интерактивном режиме с высококачественной визуализацией и озвучиванием информации.
• Доступ к информационным ресурсам в любое время, в любом месте, на любом устройстве.
• Персонализированная оплата только ценной для пользователей конкретной информации и игнорирование той, которая им не нужна.
    Поскольку информация становится все более востребованной обществом и синонимом именно электронной информации, сетевые издательства будут играть ключевую роль в общей трансформации нашей жизни. Они позволят представителям издательского бизнеса получать больше доходов и нерентабельным издательским организациям стать экономически более эффективными.

 

СЕТЕВАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА ECOSYSTEM


   Эффективность сетевой издательской деятельности не определяется работой только одного отдельно взятого издательства. Создание сетевой структуры предполагает интегрированную систему, включающую издательства, технических провайдеров (поставщиков операционных и сервисных средств) и фирм, стимулирующих интеллектуальную и финансовую поддержку сети (catalysts — катализаторы). Такая кооперация обеспечивает создание сетевой издательской системы Ecosystem с максимальным использованием потенциала и эффективности электронной информации (рис. 5 и 6).
   Ecosystem включает профессиональные издательства, графические дизайнерские бюро, бизнес-фирмы, ведомственные издательства и потребителей. Экономические выгоды от электронной информации — решающий фактор как для традиционных издательств, так и для крупных фирм и корпораций, для которых издательская деятельность не является основной. Например, крупнейшими издателями являются такие всемирно известные международные промышленные корпорации, как IBM и General Motors, наделенные собственными издательскими правами. Участие таких крупных промышленных магнатов, с их огромными капиталами и техническими возможностями, оказывает положительное влияние на развитие Ecosystem и эффективность электронной информации.
   Технические провайдеры включают компании, которые поставляют необходимую сервисную технику, программные и аппаратные средства, различные устройства, вспомогательные сервисные и программные средства инфраструктуры, обеспечивающие сетевой комплексный процесс обработки электронной информации с использованием Internet.
   Внешними стимуляторами эволюции и поддержки Ecosystem являются крупные интеллектуальные и финансовые организации и частные спонсоры.
Взаимодействие всех компонентов сетевой структуры и их усиление являются залогом расширения сетевых издательств и увеличения прибыли от выпуска электронной информации.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ВЫГОДЫ СЕТЕВЫХ
ИЗДАТЕЛЬСТВ


   По оценке аналитиков, инвестиции на повышение эффективности работы издательств во всем мире в 2001 г. составили около 750 млрд долл. При сборе данных, их анализе и коммуникации непродуктивные затраты времени в издательствах составляют от 15 до 25%. Эти же затраты сетевых издательств составляют всего 2–3%. Следовательно, даже сегодня очевидны значительные потенциальные экономические выгоды использования сетевых издательских средств и технологий.
   Экономические выгоды будут различны для издательских сегментов. Например, профессиональные издательства будут иметь возможность получать доходы от таких новых видов деятельности, как издание электронных книг (e-books) и создание сервисных служб для продажи информации по запросам. Уже имеется опыт создания таких крупных сервисных служб, как Yahoo! и iSyndicate. Кроме того, эта группа издательств сможет увеличить количество своих заказчиков за счет расширения возможностей персонализации информации. Интегрированные цифровые рабочие потоки и эффективные новые технологии позволят профессиональным издательствам снизить расходы за счет возможности повторного использования информационных данных без необходимости создавать их заново. Графические дизайнеры также увеличат выгоды за счет кросс-медиа и более тесному сетевому взаимодействию с заказчиками.
   Коммерческие издательства смогут получить дополнительные доходы благодаря более быстрой доставке своей продукции на рынок, более высокой производительности и большей маркетинговой активности. Эти издательства могут также увеличить возврат своих рыночных инвестиций через более эффективное целевое распределение продукции на рынках и активное участие в корпоративных маркетинговых программах. Более того, издательская сеть снижает затраты на организацию обслуживания заказчиков за счет свободного доступа к электронной информации и уменьшения времени на ее поиск по запросу конечного пользователя.
    Ведомственные сетевые издательства также могут иметь определенные выгоды. Например, издательства университетов могут получать новые доходы за счет эффективного распределения ценной научной информации и умения правильно распорядиться интеллектуальным капиталом. Cетевые издательства способствуют улучшению продуктивности учебной работы факультетов, так как могут обеспечивать профессорско-преподавательский состав любой необходимой научной информацией в реальном времени. Факультеты могут и сами воспользоваться издательскими правами и продавать через Internet свой интеллектуальный капитал потребителям и коллегам во всем мире.
    И наконец, свои выгоды может получить и потребитель за счет комфорта обслуживания, экономии времени и связи с другими партнерами. Потребители могут иметь быстрый доступ к персонализированной электронной информации в любое время и в любом месте. Это позволит им тратить меньше времени на просмотр информации и больше на ее практическое применение. Более того, потребители могут быстрее принимать практические решения, так как имеют возможность в реальном времени получать необходимые им сообщения. Например, индивидуальные инвесторы могут уменьшить траты инвестиций, получив доступ к релевантной информации в реальном времени и использовать ее для принятия собственных оптимальных инвестиционных решений.

ПРОГРАММНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ


   Технические провайдеры поставляют программные, аппаратные и дополнительные сервисные средства, необходимые для обеспечения и дальнейшего развития сетевой издательской системы Ecosystem.
По прогнозам аналитиков, объем технических и сервисных средств для сетевого издательского рынка в 2004 г. составит более 250 млрд долл. или около 1/5 от всех мировых затрат на информационные технологии (рис. 7).


Провайдеры сервисного сетевого обслуживания


  Эта категория провайдеров предлагает набор сервисных технологий для обслуживания различных программных и аппаратных компонентов сетевой издательской системы.
Основными сервисными провайдерами для сетевых издательских систем являются следующие фирмы:
• EDS, IBM и Big 5 — комплексные системные услуги для сетевых цифровых технологий и обеспечивают их целостность.
• Keynote, Aether systems и Akamai — сервисное программное обеспечение для управления Web-сайтами, программы мобильной связи и систем передачи сигналов.
• Shutterfly и WebPrint — промышленно-функциональные сервисные программы для цифрового воспроизведения изображений и печати.


Продавцы программного обеспечения сетевых систем


    Это наиболее важная категория провайдеров в сетевой издательской системе, так как они обеспечивают интегрированное функционирование процессов получения электронной информации, включая формирование, управление и доступ.
    Основные фирмы и поставляемые ими программы для формирования цифровых данных для различных типов носителей:
• Фирма Adobe — сетевые программные средства Illustrator и Photoshop для цифрового генерирования высококачественного текста и иллюстраций;
Microsoft — программы для сетевой цифровой обработки текстовой информации;
Avid — программа ProMusic для создания и редактирования цифровых аудиоданных;
Pinnacle Systems — программное обеспечение AlladinPro для структурирования, редактирования и расширения цифровых видеоданных.
• HP — обслуживающие программы для конвертирования цифровых данных при передаче с одного типа носителей на другой.
• Adobe — cтруктурирующее программное обеспечение FrameMaker для создания макета, тегирования (сопровождения определенными элементами записи данных) и объединения в сети релевантных порций информации.
• Программные средства агрегирования данных, включая программы GoLive фирмы Adobe и Director фирмы Macromedia, которые обеспечивают функционирование cети для объединения данных, передаваемых с различных носителей.
• Генерирующие обслуживающие программы Coldfusion фирмы Allaire и WebSphere фирмы IBM, которые обеспечивают более эффективное контекстуальное и диалоговое соединение абонентов сети.
    Программное обеспечение для управления сетевыми информационными процессами создается преимущественно на серверной основе и служит для интеграции и автоматизации всех ключевых сетевых процессов — от генерирования цифровых данных до передачи электронной информации по множественным каналам. Для управления сетевыми издательскими процессами разработаны следующие виды программного обеспечения:
• Программы Macromedia Generator и TrueSpectra’s Image Server для преобразования данных из статической формы в динамическую при их генерировании для серверных систем.
• Программы Interwoven TeamSite и Vignette Content Management Server, которые служат для управления данными в цифровом рабочем потоке и их упорядочения при передаче в сети. Эта категория программного обеспечения включает также программы Idiom и Global Sight, которые созданы для управления данными, передаваемыми заказчиками в сеть Internet.
• Программы InterTrust Commerce DRM и Content Guard Rights, управляющие сетевой информацией, защищенной авторскими правами.
• Трансляционные управляющие программы InfoSpace и AvantGo для выборочного ограничения или полного запрета на передачу данных с какого-либо канала на периферийные устройства или с канала на канал.
• Программы ePiphany и Blue Martini для управления процессом персонализации данных для группы заказчиков и индивидуальных пользователей.
• Программы Akamai и Inktomi для управления данными при их оптимизации из ресурса Internet.
• Серверные программы AlterEgo Networks, BEA Software и RealNetworks, которые служат для управления передачей данных между множественными каналами и устройствами с использованием всех типов носителей.
    Программы доступа устанавливаются на устройствах, которые предназначены для доступа к информации. Программное обеспечение доступа подразделяется на подпрограммы двух типов: одна — для поиска и визуализации данных, другая — для установления достоверности данных при их передаче в сети:
• Подпрограммы первого типа — Microsoft Internet Explorer, Adobe Acrobat, eBook reader и RealNetworks media player.
• Подпрограммы второго типа — Verisign и Entrust.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛИ
СЕТЕВЫХ УСТРОЙСТВ


    Производители сетевых устройств поставляют различные аппаратные средства, которые дают издателям возможность создавать и выводить электронную информацию. Эти устройства подключаются к Internet через спутниковые линии связи.
Основные категории сетевых устройств поставляют следующие производители:
• Компании Dell и Sun — производят персональные компьютеры и рабочие станции для создания электронной информации.
• Многофункциональные устройства цифрового воспроизведения изображений изготовляют такие фирмы, как Sony (цифровые камеры), HP и Canon (интегрированные факсы, принтеры и цифровые сканеры).
• Sony, Liberate и Sega поставляют различные телевизионные устройства для дистанционной передачи цифровых данных, интерактивной связи и дисплейные пульты для вывода сообщений.
• Nokia производит мобильные беспроводные телефоны, с которых цифровые данные могут передаваться непосредственно на принтер; фирма Palm — мобильные устройства для прямой передачи данных в магазинные автоматы; фирмы NuvoMedia и Franklin — мобильные устройства для передачи электронных книг читателям.
• HP и Canon производят сетевые струйные и лазерные принтеры.
    Сетевые устройства играют важную роль в сетевой издательской системе Ecosystem, так как они служат для издателей важным инструментом в создании электронной информации, а для конечных пользователей обеспечивают доступ к ней.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Участники сетевой издательской cистемы имеют возможность пожинать богатые плоды прибыли от этого захватывающего нового рынка. Хотя реальные сроки повсеместного ввода и специфические особенности эволюции сетевой издательской системы станут яснее только спустя какое-то время, уже сейчас ее прерогативы очевидны для издателей и провайдеров.
Сетевые издательства должны будут определиться, где они могли бы с использованием Internet наиболее эффективно вводить и расширять электронную информацию. Для университетов она могла бы стать интеллектуальным капиталом; для компаний по производству потребительских товаров она дала бы возможность более активно продвигать их на рынкках; для производителей сложных машин издательская сеть могла бы стать базой для разъяснения заказчикам особенностей машинных операций и способов устранения неполадок машин в практической работе.
    Дополнительно издательства могли бы изыскать и другие потенциальные возможности, чтобы получить преимущества перед конкурентами и расширить границы использования электронной информации. В конечном счете, издательства должны работать с сетевыми провайдерами, чтобы совместно развивать и выполнять решения, обеспечивающие реальные экономические выгоды.
   Провайдеры технического и сервисного обеспечения издательской сети должны определиться, какую роль они хотят играть в сетевой издательской системе Ecosystem.
Они могут выбрать нишу продуктов или сервиса, став доминирующими только для одной категории, но могут активно развивать и изыскивать новые возможности для разработки сквозных решений для всей сети. Более того, провайдеры должны начать работать над поиском новых сетевых решений совместно с издателями.
    Надежды возлагаются и на заказчиков, которые успешно демонстрируют экономические выгоды от сетевых издательских решений в сетевых пунктах пробной печати, и этот удачный опыт послужит примером для более быстрого ввода других сегментов издательской сети.
    Полная реализация сетевой издательской системы Ecosystem потребует значительных ресурсов и усилий от ее участников, но их инвестиции будут оправданы экономическими выгодами для каждого из них.